ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
история
Михаил Смирнов входит в число тех людей, кто внёс и продолжает вносить наиболее существенный вклад в развитие семьеведения как нового направления в системе образования Российской Федерации. В тесном кругу авторов-разработчиков семьеведческих программ и методических комплексов, в кругу ведущих методистов и преподавателей этих программ автор с 2014 года выполняет задачи аналитика и историка, систематизатора и организатора Сообщества практиков семьеведения, а с точки зрения популяризации часто выступает на различных информационных и общественных площадках в роли евангелиста семьеведения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 2000–2025 ГОДЫ И ДАЛЕЕ

Историю, сегодняшний и завтрашний день семьеведения представляет:
Смирнов Михаил Александрович, председатель Правления АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения»

В настоящее время образовательное семьеведение активно переживает период становления и осознания себя в качестве важной и самостоятельной образовательной отрасли в системе образования. В Сообществе практиков происходит рефлексия истории семьеведения, накопленного опыта и текущих тенденций его развития, его концепции, теоретического и методического содержания, роста популярности в обществе, а также поиск практических решений для ряда животрепещущих вопросов развития этого молодого и перспективного образовательного направления.
введение
01
Почему «образовательное семьеведение»?
Появление особого термина — образовательное семьеведение — оправдано тем, что с определённого момента, когда семьеведение начало концептуально оформляться в оригинальное направление педагогической мысли и методической практики, нужно было провести различие между ним и тем, что до этого преподавалось и преподносилось как семьеведение.
Прежде всего, термин «образовательное семьеведение» дистанцирует его программы от дисциплины «Семьеведение» в подготовке соцработников (колледжи), социальных педагогов, педагогов-психологов и социологов (вузы). Новый термин маркирует их целевое, методическое и содержательное различие.

В этом случае термин «образовательное семьеведение» отличает то, чем семьеведы занимаются в дошкольных и общеобразовательных организациях, от того, что преподают в колледжах и вузах на специальностях социальных работников и на факультетах социологии. В колледжах и вузах преподают профессиональное знание о семье, которое требуется в научной деятельности, в соцработе и т.п. В этом случае не затрагивается уровень мировоззрения студентов: они должны стать специалистами, но будут ли при этом семьянинами — отношения к делу не имеет. И часто бывает, что семьеведение для соцработников на личном уровне работает, по факту, как раз против семейного мировоззрения самих соцработников.

А образовательное семьеведение — это долгосрочные систематические программы, направленные на укрепление мировоззрения семейного человека, повышение и развитие фамилистической культуры у самого обучающегося.

Далее, наряду с образовательным, есть ещё одно значимое направление, лучше сказать, уровень деятельности, связанной с темой семьи — это просветительская деятельность, направленная на повышение уровня ценности семьи в общественном мнении, популяризации семейного образа жизни, семейных традиций и семейной сплочённости в глазах детей и их родителей. Просветительские проекты и программы, касающиеся темы семьи проводятся как на основе общественной инициативы, так и по инициативе местной власти, во многих случаях — совместно. Чаще всего, это не продолжительные по времени программы, а разовые мероприятия, приуроченные к событиям или памятным, праздничным дням, в связи с которыми уместно поднимать семейную тематику. Такого рода практики имеют широкое распространение, они очень разнообразны и разномасштабны в своём содержании. Поэтому говорить о них как о целостной системной программной семьеведческой деятельности не приходится.

И наконец, зачастую вопрос об образовательной деятельности по тематике семьеведения, связанной с образованием обучающихся на дошкольном, общем, дополнительном и средне-профессиональном уровнях образования, путается с вопросом о выстраивании отношений взаимодействия между образовательной организацией и семьями обучающихся, о родительском всеобуче (т.е. повышении родительской компетенции в области педагогики и возрастной психологии), о психологической поддержке обучающихся в контексте проблем отношений в семье и т.п.

Указав на то, чем образовательное семьеведение не является, нужно определить, что такое образовательное семьеведение с точки зрения его внешних характеристик, то есть как программы и основанного на ней курса занятий.
  • от специально-профессиональных дисциплин в организациях среднего профессионального и высшего образования;
  • от воспитательных и просветительских практик акционного характера в образовательных организациях;
  • от программ родительского просвещения;
  • от деятельности психологов и других специалистов по социально-педагогическому сопровождению и поддержке обучающихся и их родительских семей.
Образовательное семьеведение нужно отличать:
02
Что такое программа и курс семьеведения?
Как уже было сказано, образовательное семьеведение — это долгосрочные системные, объёмные (от 32 уч. часов) программы, направленные на укрепление мировоззрения семейного человека, повышение и развитие фамилистической культуры у обучающихся разных возрастов, их родителей и педагогов.

С практической точки зрения, образовательное семьеведение — это систематический погодовой курс занятий (раз в одну или две недели, раз в месяц в течение учебного года) для каждого уровня образования с особыми формами отслеживания и закрепления итогов освоения семьеведческой программы. Общее правило состоит в том, что занятия в курсе семьеведения имеют внеурочный формат во всём многообразии его воплощений — насколько хватит воображения у педагога и его учеников.

Семьеведение даёт, прежде всего, как надёжную основу, сведения о предмете. Отборные, выверенные сведения — это основа знаний, а разносторонние знания о предмете позволяют сформировать целостное представление о нём.

Полученное представление открывает возможность задуматься о значении и роли предмета — в жизни общества, отдельного человека, страны, цивилизации, вселенной. Понимание значения и роли предмета служит его оценке и формированию ценностного отношения к нему. Приходит осознание, в чём его ценность для человека лично, для общества и т.д. или, наоборот, почему этот предмет не имеет значимой ценности.

Но если предмет ценен, то эта его ценность начинает руководить, управлять человеком. А это значит, этот предмет начинает требовать соответствия себе посредством определённых свойств и качеств личности и поведения человека.

Цель освоения семьеведческой программы: полно и безошибочно знать предмет, ценить, то есть понимать и принимать его ценность, для общества и для себя лично, стараться соответствовать ему на уровне качеств личности. Итог освоения — формирование брачно-семейного самосознания обучающегося в виде триады: знание – ценность – нравственность.

Таким образом, любой курс семьеведения — не чисто учебный, с узкой прямолинейной задачей объяснить и научить чему-то конкретному. Это курс именно образовательный. И как таковой он сочетает в себе обучение, то есть овладение выверенным предметным знанием о брачно-семейной сфере, и воспитание, то есть освоение правил (нравственных, правовых, бытовых, экономических и т.п.) и навыков поведения в этой сфере жизни.

В самом общем виде цель любого курса семьеведения — в процессе укрепления семейного мировоззрения, повышения уровня и развития фамилистической культуры у обучающихся, их родителей и педагогов, формирование у них образовательно-семьеведческих компетенций в виде знаний, ценностей, способностей (личных качеств). Интегральная компетенция — владение правилами семье-сбережения и семье-образования.

Образовательно-педагогическая задача, которая решается преподавателем в курсе семьеведения: начиная взаимодействие с уже семьянином (ребёнком, взрослым), по итогу получить семьянина с более развитыми компетенциями, так сказать, более квалифицированного и убеждённого.

Короткий ответа на вопрос «что нужно преподавать в семьеведении?» состоит в следующем. Во-первых, «преподавать» не в смысле «учить», а в смысле «общаться», но не просто поговорить, а предметно и содержательно обсудить какие-то темы. Во-вторых — какие это темы? В общем и целом — тема одна: «Что значит быть семьянином?». Разные программы для разных уровней образования раскрывают её по-разному. А для старшеклассников к ней добавляется ещё одна: «Как сохранить свою семейность в будущем? Как к этому идти, что нужно и не нужно делать, чтобы сложилась собственная семья?».
03
Семьеведение и обязательные учебные предметы
Выше была затронута тема образовательной и педагогической уникальности образовательного семьеведения как предмета преподавания. Ещё одно важное различие необходимо сделать, чтобы показать специфику, педагогическую, методическую и содержательную самостоятельность программ образовательного семьеведения.

До 2024 года позиция Минпросвещения России и региональных органов управления образованием по самостоятельному курсу образовательного семьеведения состояла в том, что семьеведение уже достаточно широко и глубоко представлено в целом ряде учебных предметов (обществознание, ОБЖ, биология, литература, история, ОДНКНР и других), программы которых входят в обязательную часть образовательной программы образовательной организации, как в урочном, так и во внеурочном формате.

То есть считалось, что самостоятельный предмет семьеведения не нужен, в нём нет необходимости и все вопросы просемейного образования решены. Федеральное министерство, а вслед за ним и региональные органы выступали категорически против включения такого предмета в обязательную часть образовательной программы образовательной организации по целому ряду причин: часы, нагрузка и т.д.

Странность такого отношения состояла в том, что, с одной стороны, федеральные и региональные органы управления образованием делали возражения по вопросу, который в истории семьеведения никогда не ставился, не ставится и ставиться не будет — о введении семьеведения как обязательного предмета.

А с другой стороны, преподавание знаний в рамках рабочих программ предметов «Обществознание», ОБЖ и других основных предметов не дали подтверждаемых и измеримых результатов, хотя эти программы используются в школе уже около 30 лет. Их неэффективность подтверждается состоянием институтов брака, семьи, родительства, детства, родства в течение всего этого периода и, особенно, в настоящее время.

Успеваемость и сдача ЕГЭ — это не показатель эффективности в данном вопросе. Более того, некоторые части программ указанных предметов имеют выраженный анти-брачный и анти-семейный эффект и скорее развращают обучающихся, чем их воспитывают. Например, курс обществознания подробно и с практикумами просвещает 15-летних учеников по теме семейного законодательства о возможностях расторжения брака и устройства сирот. Именно этот подход и нужно менять в первую очередь. В частности, темам «инновационные семьи», «расторжение брака», «раздельный бюджет в семье» не место в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.

В условиях возросшего уровня идеологических и демографических угроз обязательные предметы не справились и, по-прежнему, не справляются с ключевыми задачами курса семьеведения — ни в содержательном плане (в них есть лишь отдельные фрагменты целостной программы), ни в методическом — они дают знания о браке и семье, но не затрагивают вопросы ценностного отношения к этим человеческим учреждениям, а тем более вопрос о развитии личных способностей обучающихся быть семьянинами, как в настоящем, так и в будущем. То есть знания обязательных учебных предметов предназначены для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, но личность ребёнка мало затрагивают. В обязательных предметах опускается воспитательный момент, характерный для программ образовательного семьеведения.

Важно подчеркнуть, что у обязательных учебных предметов и программ воспитания есть свои собственные учебные и педагогические задачи. У семьеведения они другие. Обязательные учебные предметы передают только знания, действуют только на когнитивном уровне. Формирование ценностного отношения к полученным представлениям и способность соизмерять свою личность с их требованиями, то есть соединение когнитивного, аксиологического и антропологического подходов — это не задача обязательных учебных предметов и даже не программ воспитания. Эта задача целостно решается только в долгосрочных (двух-трёх годовых) системных семьеведческих курсах, работающих с семейным мировоззрением и личностной семейной культурой обучающихся.

С другой стороны, и от преподавания обязательных предметов в части тематики семьи, особенно от обществознания, требуется сегодня, чтобы оно по возможности содействовало и во всяком случае не противоречило укреплению мировоззрения семейного человека, развитию и повышению фамилистической культуры обучающихся — то есть развитию у них ценностного отношения к получаемым знаниям, что является целью образовательного семьеведения.
История семьеведения до 2025 года
1917
1930
1950
1960
1970
1980
1990
2000
2010
2016
2025
Коррупция личных и общественных представлений о браке и семье в нашей стране на бытовом уровне началась уже до революционного 1917 года. При этом на официальном уровне институты брака и семьи оставались под защитой закона, религии и общественной морали.

Революционные события, перенасыщенные идеологическим бурлением, затронули и такие антропологические основы нашей цивилизации как пол, брак, семья, родительство, детство, родство. После 1917 года, особенно в период 1920-х годов, понятия о них стали активно переосмысливаться. Свою роль здесь сыграл феминизм, ставший одной из идеологических основ Великой русской революции. Вольное отношение к узам брака, сомнение в необходимости и обязательности для здоровья общества семейных форм жизнеустройства его граждан, социализм в педагогической политике стали характерными признаками этой эпохи в области брачно-семейных отношений, активно проявлявшимися в общественном и частном быту.
Период 1940-х – 1950-х годов стал, при всей своей неоднозначности и несмотря на наполнявшие его политические и военные катаклизмы, эпохой существенного восстановления в своих законных правах коренных представлений об основоположных социальных институтах, связанных с природой человека. Этому же способствовала, скорее не на практическом, а на принципиальном уровне, и политическая реабилитация религиозной жизни граждан, происшедшая в годы Великой Отечественной войны.
В конце 1960-х годов в отечественное школьное образование стали вводиться различные предметные формы семьеведения, свободные в своём содержании от либерализма и радикализма предыдущих периодов: учебный предмет «Основы советской семьи и семейного воспитания»; факультативные курсы. Были открыты кружки и клубы, деятельность которых основывалась на освещении разнообразных тем, соответствующих тематике семьеведения. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в свою работу учителя-предметники.
В 1960-х – 1980-х годах в республиках СССР издавались книги отечественных авторов, посвященные воспитанию мальчиков и девочек: «В семье растёт дочь» (1966), «Мальчик, юноша, мужчина» (1969), «Разговор на трудную тему» (1970), «Половое воспитание и просвещение детей среднего и старшего школьного возраста: Рекомендации» (1973), «Девочка, девушка, женщина» (1974), «Серьезный разговор с родителями» (1975), «Половое воспитание детей и подростков» (1979), «Девочка — подросток — девушка: Пособие для учителей» (1981), «Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты» (1988). Эти книги выходили массовым тиражом и пользовались популярностью у родителей и педагогов. В этих изданиях тема брака и семьи затрагивалась, прямо или косвенно, со стороны правильного, основанного на научном подходе полового воспитания и просвещения детей, подростков и юношества.
В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была создана типовая программа для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». В течение десяти лет она повсеместно использовалась в общеобразовательной школе и получила положительные отзывы как учащихся, так и педагогов. Кроме того, по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введён обязательный курс «Гигиеническое и половое воспитание» для учащихся 8-го класса. Целью данных программ было формирование полового самосознания школьников, подготовка их к ответственному супружеству в будущем. Достижение этой цели затруднялось отсутствием специально подготовленных педагогов и школьных психологов, занятия проводились учителями-предметниками. Информирующий подход, взятый за основу содержания и технологии преподавания в курсе «Этика и психология семейной жизни», слабо способствовал мотивации учащихся. Форма подачи учебного материала чаще носила лекционный характер, содержание не было личностно ориентированным. Предмет был не всегда интересен учащимся в силу его абстрактности, им не хватало «проживаемости» содержания учебного материала.
В 1992 году, после выхода нового закона «Об образовании», преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя и не было отменено. Многие учителя продолжали вести занятия по курсу, однако потребность переработки программы 1982 года была уже очевидна.
Современная история образовательного семьеведения и как предмета преподавания, и как нового направления развития системы образования в Российской Федерации начинается примерно с рубежа 2000-х годов.
В начале 2000-х годов стали появляться программы и учебные пособия, ориентированные на разностороннее просвещение подрастающего поколения в области основ семейной жизни. В частности, одними из первых тогда появились программы и учебные пособия, тесно связанные с православными мировоззрением. Проблематика семейной жизни рассматривалась в курсе «Мир дома твоего» (2001), разработанном доктором психологических наук Т.А. Флоренской, и в программе «Нравственные основы семейной жизни» (2004) авторов Е.В. Герасевич, Л.М. Рябковой, Н.И. Петровой. В 2005 году вышло учебное пособие «Культура семьи» (составители Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева).

В 2000-х годах программы образовательного семьеведения стали появляться как противовес и противоядие «сексуальному обучению», попытки внедрения которого в 1990-х и в 2000-х годах удалось отбить ценой огромных усилий со стороны родительской, педагогической и научной общественности. Образовательно-семьеведческая инициатива возникла снизу как своего рода ответ на тогдашнюю позицию профильного министерства по вопросам полового воспитания, которая состояла в том, чтобы следовать международным обязательствам, приятым Российской Федерацией в 1990-х годах на волне увлечения западными нормами и стандартами, и строго исполнять их. На практике это означало установку на реализацию темы полового воспитания в школе на основе иностранных и международных программ полового воспитания.

Попытка Министерства образования РФ при поддержке и под руководством «Фонда ООН по народонаселению» начать в 1996 году экспериментальный образовательный проект по половому воспитанию провалилась далеко не случайно. Она провалилась не по чьему-то злому умыслу, как считают адепты западных образовательных технологий и разработок. Причина провала лежит глубже: в нашем обществе есть убеждённость в том, что вопросы полового воспитания несовершеннолетних граждан должны затрагиваться только в рамках изучения курса семьеведения, ориентированного на понимание семейного образа жизни как основополагающей формы жизнедеятельности индивидов в обществе. Это принципиальная позиция, разделяемая большинством российских общественных организаций, ориентированных на поддержку институтов брака, семьи, родительства и детства. Развитие представлений несовершеннолетних в области пола должно происходить только в контексте разговора с ними о личной, общественной, религиозной и государственной ценности брака и семейного образа жизни. Это в корне противоречит индивидуалистски ориентированному западному подходу, ставящего во главу угла интересы, потребности, безопасность и комфорт отдельного индивида.
Знаковым событием в истории образовательного семьеведения стало то, что в 2010 году был представлен объёмный учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений авторов Д.А. Моисеева и Н.Н. Крыгиной, объединяющий научные, философско-богословские и историко-культурные представления. Курс «Этика и психология семейной жизни» рассматривал не все аспекты семейной жизни, главным образом, психофизические, психосоциальные и этические её стороны, не уделяя должного внимания философским вопросам — онтологическим, антропологическим, экзистенциальным, а также духовным вопросам в контексте религиозной культуры народов страны. В курсе НОСЖ (10-11 кл.) особое внимание уделялось как раз проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте проблематики семьи, личности, их взаимосвязи и места в социуме, а также проективности личности — в перспективе построения человеком будущей семьи. В курсе был реализован отсутствовавший в ранее существовавших программах комплексно-системный подход, включающий одновременно психолого-педагогическое, философско-богословское и культурологическое осмысление вопросов семейной жизни.

В 2010-х годах активность по теме школьного семьеведения в Российской Федерации нашла свою нишу на региональном уровне. В отдельных субъектах РФ развернулась деятельность по научной разработке, экспериментальной апробации и введению в региональных системах образования программ по тематике семьеведения. Курсы семьеведения, основанные на некоторых из этих программ, эффективно применяются до сих пор в целом ряде регионов — Владимирской, Пензенской, Тульской областях, в республиках Татарстан и Башкортостан.

Первым шагом к системному анализу образовательно-семьеведческой деятельности в рамках общего образования стал проект Российской академии образования по мониторингу состояния преподавания программ/курсов по тематике семьеведения в субъектах РФ. Он был инициирован и поддержан грантом Фонда апостола Андрея Первозванного, специалисты которого также непосредственно участвовали в проекте. Президент РАО Л.А. Вербицкая одобрила инициативу. И летом–осенью 2016 года был тщательно подготовлен и успешно проведён первый в истории отечественного образования мониторинг образовательной деятельности по тематике семьеведения в субъектах РФ.

Выяснилось, что происхождение всех практик — это исключительно инициатива снизу — различных НКО, РПЦ и администраций регионов: Владимирской, Пензенской, Тульской, Тверской, Ульяновской областей.

Мониторинг показал значительное разнообразие этих продуктов как на концептуальном уровне, на уровне наименований, так и в отношении адресных образовательных уровней и форм преподавания и работы с обучающимися.
С этого времени образовательное семьеведение открыто и широко заявило о себе как о новом направлении в развитии национальной системы образования.

Как только образовательное семьеведение заявило о себе, пусть и не так громко, как хотелось бы, в обществе время от времени возбуждались споры — надо или не надо «внедрять предмет семьеведение».

Для практиков семьеведения никакого вопроса здесь не было. Если оставить в стороне все домыслы, злонамеренные обвинения и прочую чепуху, то в сухом остатке были факты. А факты к этому времени были на стороне семьеведения.

Во-первых, его не надо было «внедрять» — оно уже прочно присутствовало в системе образования как системная практическая деятельности многих сотен и даже тысяч преподавателей. Мониторинг РАО, проведённый в 2016 году, ясно показывал, что термин «образовательное семьеведение» обозначает объективную реальность. Отечественное образование давно уже приняло его в себя. Примерно с середины 2010-х годов оно присутствует в образовательных организациях в разных регионах (уже более 60-ти) для разных классов, в разных объёмах часов и в разных форматах: чаще всего в формате классных часов (внеурочная деятельность), а также кружковой работы (дополнительного образования). И с тех пор присутствие это неуклонно нарастает.

Во-вторых, развития деятельности в этом направлении требовали многие и многие государственные документы, тем более что необходимые правовые условия для решения задачи более широкого включения семьеведения в национальную систему образования всегда имелись, и семьеведение всегда находилось в правовом поле и развивалось на имевшейся правовой базе.

И, наконец, в-третьих, у практиков были ясные данные, что семьеведение в тех образовательных организациях, где оно существует, популярно среди учеников, их родителей и педагогов. Это показывало итоговое анкетирование. Система обязательного входного/итогового анкетирования стабильно показывала рост лояльности и учеников, и их родителей от начала к завершению образовательно-семьеведческих программ. Но главное, анкетирование чётко показывало положительную динамику в области формирования представлений и репродуктивных установок у обучающихся при освоении соответствующих курсов, особенно в старших классах. Большинство и детей, и родителей благодарили преподавателей программ за эту инициативу, подчёркивая её практико-ориентированность.
С этого времени стали появляться разработки различных авторов, посвященные семьеведческой тематике. С далеко не полным списком этих изданий можно познакомиться на странице:
В разделе нашего сайта:
Текущее состояние
Ларионова
Татьяна Петровна
Кузнецова
Анна Юрьевна
Как уже отмечалось выше, образовательное семьеведение — сравнительно новое направление развития системы образования в РФ. При этом радует тот факт, что образовательное семьеведение не надо сегодня насильно «внедрять». Наше образование давно уже приняло его в себя. Примерно с середины 2010-х годов оно присутствует в образовательных организациях в разных регионах — а таких уже более 60-ти. Как правило, в формате классных часов, кружковой работы. И с тех пор присутствие это неуклонно нарастает.

Особенно экспансивным оказался курс «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников — в начале 2020-х годов он добавил к сфере своего распространения целый регион, Самарскую область, в 2024 году — ещё два, Тверскую и Херсонскую область, в 2025-м — Ульяновскую область и Чувашскую республику. На подходе ещё ряд регионов.

Огорчают только два обстоятельства — низкие темпы роста присутствия семьеведения в системе образования и слабое масштабирование его на регионы с учётом повышенной значимости семьеведения как дополнительного инструмента демографической политики регионов в условиях небывалого демографического вызова, вставшего перед нашей страной, обществом и государством.

До весны 2023 года Минпросвещения России отказывалось признавать наличие такой разветвлённой и успешной практики, как образовательное семьеведение, в отечественной системе образования и обращать на неё какое-то внимание, тем более — оказывать этой практике содействие и поддержку.

Более того, позиция Минпросвещения России и большинства региональных органов управления образованием в отношении введения курса семьеведения была резко отрицательной. По мнению ведомства, семьеведение уже достаточно широко и глубоко представлено в целом ряде учебных предметов (обществознание, биология, литература, история, ОБЖ, ОДНКНР), программы которых входят в обязательную часть образовательной программы образовательной организации, как в урочном, так и во внеурочном формате. Минпросвещения России, а вслед за ним и региональные органы считали тогда, что самостоятельный курс семьеведения не нужен, в нём нет необходимости, будет только перегрузка обучающихся. О том, что дети сами с удовольствием идут на занятия по семьеведению, чиновники не знали и не хотели знать.

Но в течение 2023 года в результате активного взаимодействия со специально созданной Рабочей группой Государственной Думы по семьеведению, в которую в качестве экспертов вошли представители Сообщества практиков-семьеведов, в позиции министерства наступил перелом. И с объявлением 2024 года Годом семьи в РФ началась активная деятельность подведомственных министерству структур, двух уважаемых институтов — Института изучения детства, семьи и воспитания (ИИДСВ) и Института содержания и методов обучения (ИСМО), которые к сентябрю 2024 года должны были подготовить программы, соответственно, для среднего общего и среднего профессионального образования и для основного общего образования. У ИСМО это получилось: институт создал программу для курса внеурочной деятельности «Моя семья» («Семьеведение»), а к концу 2024 года также и обширные методические рекомендации для учителей к этой программе. В 2025 году методическое наполнение этой семьеведческой программы для 5-9 классов продолжается.
Надо отметить позицию обоих институтов в этом вопросе: они привлекли к разработке своих программ множество практиков образовательного семьеведения, которые привнесли свой концептуальный и методический опыт. И, также, нужно отдать дань уважения и поблагодарить за огромные усилия по организации всего этого взаимодействия депутата Государственной Думы (VIII созыва), руководителя Рабочей группы Госдумы по семьеведению Т.П. Ларионову.

Однако о каком-то системном подходе к введению образовательного семьеведения в систему образования РФ к началу 2025 года не было и речи. В феврале 2025 года была создана Рабочая группа при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства по вопросу введения и реализации курса внеурочной деятельности «Моя семья» под руководством заместителя председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Н. Кузнецовой. В мае 2025 года состоялось её первое заседание. И о плодах её деятельности говорить пока рано.
С другой стороны, семьеведение продолжает развиваться независимо от федерального ведомства, опираясь на новые самостоятельные региональный проекты по его введению. Эти проекты возникают на основе общественно-государственного партнёрства — по инициативе региональных администраций, очень часто при их взаимодействии с церковными метрополиями, и объединяют ресурсы региона и некоммерческого сектора. Таким вот образом в 2020–2025 годах преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников на общерегиональном уровне было введено в Самарской, Тверской, Ульяновской, Херсонской областях и Чувашской Республике.
И так же в 2024 году преподавание курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» для 8-9 классов было введено в школах столицы Удмуртии — города Ижевска.
По состоянию на 2025 год в развитии семьеведения сложилось неоднозначное положение. Министерство просвещения под давлением Государственной Думы занялось… но не развитием семьеведения в целом, а продвижением в регионы своей семьеведческой программы «Моя семья», её готовой части для основного общего образования. При этом и сама программа, и методическое обеспечение к ней остались без надлежащей апробации и экспертизы. О масштабировании уже сложившегося регионального опыта и о поддержке новых региональных проектов по введению семьеведения для различных уровней образования вопрос со стороны министерства не ставится и даже не рассматривается.

Сугубо практический смысл требования учитывать историю развития семьеведения состоит в том, что оно касается огромного, накопленного за 15 с лишним лет опыта успешной реализации в различных регионах страны разнообразных программ семьеведческой направленности, доказавших за эти годы свою востребованность в среде педагогов, родителей и самих обучающихся. Этот опыт может быть положен в основу разработки новых семьеведческих программ. И он может быть прямо использован преподавателями по мере необходимости и в том объёме, который они сочтут уместным. Необходимо, чтобы возможно большее число материалов, касающихся различных успешных курсов семьеведения, стали доступны будущему широкому кругу преподавателей. К этому опыту можно и нужно обращаться. Через него уже прошли тысячи преподавателей и десятки тысяч детей в разных регионах страны.
Сегодня дело развития семьеведения быстрее всего движется по рельсам общественно-государственного партнёрства, когда администрация региона напрямую взаимодействует с авторами и методистами самых известных программ, для которых уже есть апробированные учебные пособия по семьеведению. И вся эта работа инициируется и ведётся при участии и поддержке общественных организаций.
Перспективы (цели и задачи) дальнейшего развития
Решение задачи развития образовательного семьеведения как направления в системе образования РФ в целом заключается в постепенном и последовательном расширении числа регионов, образовательных организаций, обучающихся, их родителей и преподавателей, охваченных курсами образовательного семьеведения.

В общем и целом, нужно сделать практику преподавания семьеведения в системе образования РФ распространённой и массовой настолько, насколько это сегодня востребуется обществом. Не больше, не меньше — предложение должно соответствовать запросу, не надо рьяно «внедрять» его там, где этого не хотят или не готовы администрации и население.

Этим предполагается, что в перспективе ближайших 5-7 лет по уровню распространения, то есть доступности, образовательному семьеведению необходимо достигнуть следующих показателей:
В текущих условиях самый правильный путь, наиболее быстрый и без побочных издержек (например, в виде назначаемых без разбора, внутренне не готовых к этому преподавателей) — это региональные системные поэтапные проекты на 3-5 лет с поддержкой (финансовой и методической) со стороны федерального центра.
На оперативно-тактическом уровне нужно, чтобы высшие органы исполнительной власти субъектов РФ включили вопрос о введении в своих регионах программ/курсов по семьеведению на всех уровнях образования, начиная от детсада и до вуза, в число приоритетных, введя соответствующие проекты в стратегические программы развития региона с соответствующим финансовым обеспечением.

А стратегическое решение вопроса состоит том, чтобы в Стратегию развития образования Российской Федерации до 2036 года задача введения в систему образования РФ программ/курсов по семьеведению была включена в полном формате, то есть на всех уровнях образования (дошкольного, начального, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного) для всех образовательных организаций во всех регионах РФ, с указанием целевых показателей. В Стратегии необходимо положение о развитии семейно-ориентирующего образования в системе образования Российской Федерации как особо важного направления деятельности органов государственного управления в сфере образования.

От федерального и региональных органов управления образованием нужно совместное построение простого и удобного для обеих сторон и понятного для общественности механизма системного развития образовательного семьеведения в стране на пять лет. Вопрос не в том, чтобы какой-то необязательный для ведомств курс ввести по остаточному принципу для отчётности. Речь о том, чтобы стратегически развивать семьеведение на всех уровнях образования, но особенно для старших возрастов, как инструмент решения ключевой демографической проблемы — снижения числа семейных граждан.

Устройство такого механизма нужно обсуждать с федеральным министерством, регионами и экспертами-практиками, у которых общее системное видение и конкретные предложения для этого уже есть. Однако, всем участникам обсуждения нужно ответственно понимать, что вопрос стоит не о введении какого-то отдельного курса, а о полномасштабном развитии образовательного семьеведения для молодёжи в системе образования страны на годы вперёд с учётом новой роли семьеведения — его связи с демографическими программами на федеральном и региональном уровнях.

Существующие программы образовательного семьеведения и для дошкольного уровня, и для школы реализуют системный подход к развитию мировоззрения семейного человека у самих обучающихся, а также у их родителей и даже часто у самих преподавателей. Такой подход приводит в итоге к появлению устойчивых деятельных представлений у обучающегося, в которых понимание содержания и принципов строения, жизнедеятельности таких сложных социальных институтов, как брак и семья, родительство и детство, родство сочетается с пониманием и навыком использования этих знаний в личной и общественной практике — настоящей и будущей.

Это, в свою очередь, означает, что образовательное семьеведение при его правильном запуске и применении в рамках региональных систем образования способно стать стратегическим инструментом региональных администраций для решения в перспективе двух-трёх поколений (3-4 школьных циклов) проблем не только количества, но и демографического качества населения — роста числа семейств и семейных граждан в регионе.

Но чтобы этого достичь, устремляясь в развитии образовательного семьеведения за внешними показателями масштаба и охвата, важно не отступать от принципов.

Нужно не просто семьеведение, которое даёт общие знания об институте семьи, его роли в обществе и значении для личности. Нужно нравственно-ориентирующее семьеведение, дающее молодым представление о тех практических нравственных правилах, которые делают брак и семью крепкими, дружными, надёжными. Но более того, нужно семьеведение, ориентирующее молодёжь не просто на какую-то абстрактную семью, а именно на единобрачность и последующую полнодетную семейность. Потому что обществу жизненно необходимы две вещи — крепкие, нерушимые браки и основанные на них полнодетные семьи. Это социальный заказ, обращённый к семьеведению как средству достижения этих жизненно важных целей.

Для этого семьеведение должно быть основано на консервативных (охранительных, сберегающих) ценностях. Потому что семьеведение бывает разное. Семьеведение может быть и не семейно-ориентирующим, а просто информирующим. Семьеведение может быть и развращающим. Есть и такое, которое больше похоже на либертарианский секспросвет — если послушать некоторых из так называемых «семейных психологов», коучей и других «продавцов счастья».

Но есть семьеведение, которое и само основано на консервативных ценностях, и направлено на их укрепление. Цель такого консервативно-ценностного семьеведения — направить репродуктивные установки молодых на полнодетную семейность и на семейную многодетность, чего в настоящее время очень и очень не хватает обществу.
  • Решение задачи развития образовательного семьеведения как направления в системе образования РФ в целом заключается в постепенном и последовательном расширении числа регионов, образовательных организаций, обучающихся, их родителей и преподавателей, охваченных курсами образовательного семьеведения.

  • В общем и целом, нужно сделать практику преподавания семьеведения в системе образования РФ распространённой и массовой настолько, насколько это сегодня востребуется обществом. Не больше, не меньше — предложение должно соответствовать запросу, не надо рьяно «внедрять» его там, где этого не хотят или не готовы администрации и население.

  • Этим предполагается, что в перспективе ближайших 5-7 лет по уровню распространения, то есть доступности, образовательному семьеведению необходимо достигнуть следующих показателей:
  • Число обучающихся в образовательных организациях РФ, охваченных преподаванием ОСВ, составляет 70+%.
по показателям распространённости:
по показателю массовости
(охвата обучающихся):
Как можно выйти на этот путь?
Образовательное семьеведение как предмет преподавания не может застыть на месте, необходимо его развитие в этом качестве во всех форматах. А именно, как:
При этом в развитии программ для обучающихся наступает эпоха обновления. Статистика показывает, что в 2010–2015 годах в нашей стране народилась самая мощная за последние полвека волна поколения, которое условно называют поколением Z. И эта демографическая волна будет определять жизнь общества в ближайшие полвека. Она несёт с собой риски, которые нужно учесть, в том числе, в рамках семьеведческих программ. Эти риски можно гасить целенаправленным действием. Главный инструмент — семьеведение 2.0, то есть следующая за нынешней версия семьеведения — для поколения Z и даже, наверное, уже и для поколения А.

Семьеведению в его нынешнем виде, в текущей его версии, нужно, безусловно, отдать должное за его нравственно-воспитательные заслуги и спасение отечественной системы образования от секспросвета.

Но концептуальная проблема нынешнего семьеведения состоит в том, что оно создавалось поколением Х для поколения Y. А сегодня по системе образования катится уже волна поколения Z, на подходе поколение А. И перед семьеведением стоит задача не упустить это новейшее поколение уже сейчас. А нынешнее семьеведение пока что решает задачи вчерашнего дня.

Это — безусловно вызов нашему образованию в целом и научно-педагогическому сообществу, в частности. У новых поколений — своя когнитивная матрица. Нужны новые когнитивно-коммуникативные приёмы, чтоб положительное содержание семьеведения не рассеялось, не подменилось, а сохранилось и передалось через это новое поколение следующим. Сама задача сохранить ценностно-онтологическую суть семьеведения в новой подаче — весьма и весьма нетривиальная.

Положение дел усугубляется другим фактором: родителями поколения Z и А является поколение Y. Это как раз то поколение, которое было в целом упущено семьеведением в период нравственно-демографического безвременья 1990-х – начала 2000-х годов, но было всё-таки немного подхвачено скромными усилиями подвижников от семьеведения в 2010-х годах в отдельных регионах и в немногих отдельных образовательных организациях даже не по всей стране.

У поколения Х была коммунистическая «Этика и психология семейной жизни». У небольшой части позднего поколения Y было уже немного семьеведения — очень разное по содержанию и объёму. Но подавляющая часть поколения Y с семьеведением не соприкоснулась. И теперь это абсолютно дезориентированное в брачно-семейном смысле поколение, так же в большинстве своём не способное воспитать из своих детей новое семейное поколение, как не воспитали семейность в нём самом, привело и продолжает ещё приводить своих детей в школу.

Это — критический вызов семьеведению, которое всё ещё очень и очень медленно, с большим опозданием становится законной частью системы образования. Вот с этим и связаны самые большие риски для демографии, а не с низкой рождаемостью. И ответом здесь может быть только семьеведение 2.0.
Дисциплины в педвузах для подготовки студентов-бакалавров, будущих универсальных преподавателей семьеведения.
Модуля в программах родительского просвещения по семьеведению и семейно-ориентирующему воспитанию детей их родителями в семье.
Программ для обучающихся на разных уровнях образования.
Соответсвующих этому программ подготовки преподавателей.
Концепция «Семьеведение 2.0» предполагает появление нового поколения программ, предназначенных для поколения Z и для родителей поколения Z. В частности, необходимые новые черты семьеведения — это:
Особенности нового этапа развития семьеведения как предмета преподавания нужно учитывать уже сейчас при создании дисциплины «Семьеведение в образовательных организациях» для образовательных программ бакалавриата направлений подготовки «44.03.01 педагогическое образование» и «44.03.02 психолого-педагогическое образование» в педагогических вузах и на факультетах университетов. Такая дисциплина необходима для профессиональной подготовки будущих разработчиков, методистов и преподавателей программ/курсов по образовательному семьеведению для общего образования. Это уже не «семьеведение для студентов» как частных лиц. Цель освоения такой учебной дисциплины — формирование у студента профессиональной готовности к преподавательской деятельности в области образовательного семьеведения на основе преемственных ценностей и идеалов, принятых в российской брачной и семейной культуре, а также на основе принципов творчества, саморазвития и партнёрства с обучающимися и их родителями.

В более дальней перспективе 2030-х годов образовательное семьеведение должно стать ядром семейно-ориентирующей образовательно-воспитательной среды для поддержки молодёжи, особенно в возрасте 16–23 лет, на основе духовно-нравственных ценностей брака и семьи. Такая среда должна по-своему сложиться в каждом регионе, чтобы импульс, полученный обучающимися при освоении курсов семьеведения, полученные при этом положительные репродуктивные установки не рассеялись, а упрочились и переросли в соответствующее им репродуктивное поведение молодых людей.

Для формирования такой среды нужно создать вокруг региональной образовательной программы семьеведения сеть других, поддерживающих программ, которые как верные тропинки вели бы выпускников школ, колледжей и вузов к их брачности и семейности, убеждали их, что они не одиноки в своих просемейных устремлениях. Такая среда в регионе может сложиться только на основе межведомственного взаимодействия. Она также предполагает создание механизмов подтверждения своей эффективности на основе комплексного, так же межведомственного, мониторинга демографических эффектов.

И, наконец, образовательному семьеведению необходимо развиваться как сообществу профессионалов, уникальных квалифицированных специалистов, занятых решением важнейших задач не только в образовании, но и в рамках достижения национальных целей развития.

Необходимы разные публичные форматы: конкурс на лучшее семьеведение года (лучшие преподаватель, программа/курс, занятие, мероприятие и т.п.); профессиональная премия почёта, чтобы отмечать и чествовать людей, которые внесли значительный вклад в развитие образовательного семьеведения.

Организационным ядром семьеведческого сообщества является в настоящее время АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения», чей сайт «О ГЛАВНОМ!» вместе с ресурсами в соцсетях ВКонтакте и Дзен служит информационной и методической платформой Сообщества практиков семьеведения.
Семьеведение 2.0
август 2025 года
Большая интегративность: вбирание в себя и объединение в систему ключевых тем по браку и семье, разрозненно представленных в основных учебных предметах общего образования; обязательно — новое представление и раскрытие их с точки зрения учения фамилизма и ориентации на консервативные (семейно-охранительные, семье-сберегающие) ценности.
Большая практико-ориентированность в целом: большая доля практикумов в составе примерной рабочей программы (больше часов) и большее разнообразие форматов практикумов.
Приложения
02
ИТОГИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМАТИКЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ В 2016 ГОДУ
В 2016 г. Российская академия образования (РАО) при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного провела мониторинг. По его итогам был сделан аналитический доклад «О состоянии преподавания программ по тематике семьеведения для дошкольного, школьного и дополнительного образования в субъектах РФ в 2016/2017 учебном году».

Впервые в истории российского образования была получена картина образовательной активности по тематике семьеведения в РФ.

Были направлены запросы в региональные органы управления образованием. На запрос РАО откликнулись 56 регионов из 85-ти. Вкратце, результаты получились такие:
В дошкольном и школьном образовании в целом преподаванием было охвачено 500 тыс. из ~22 млн обучающихся — это ~2,3%, ~3% образовательных организаций и ~1% преподавателей в регионах РФ.
Всероссийские показатели в дошкольном образовании: охват детсадов 2,2%, охват дошкольников 2,2% от общего числа соответственно.
В начальном, основном и среднем общем образовании:
  • общерегиональные программы действовали в ~9,5% от общего числа субъектов, охвачены ими были 2,18% школ и 1,26% школьников от их общего числа в РФ соответственно;
  • всероссийские показатели: охват школ 3,8% и школьников 2,4%;
  • количество подготовленных школьных преподавателей 0,7% от общего их числа;
  • существовал только один «сквозной» курс с 1 по 11 классы — из 14 выявленных в ходе мониторинга методразработок.
То есть, показатели по охвату учащихся, образовательных организаций и преподавателей как по дошкольному и школьному образованию в целом, так и отдельно по начальному, основному и среднему общему образованию составляли единицы процентов, недотягивая даже до 5%.
Впервые в истории российского образования была получена картина образовательной активности по тематике семьеведения в РФ.

Число подготовленных преподавателей по семьеведению в 2016 г. было относительно невелико — всего 0,7% и 1,4% соответственно школьных и дошкольных, что составило более 3,5 тыс. в более, чем 60 регионах РФ. Но эти числа стали свидетельством того, что в системе образования РФ начали складываться реальные предпосылки для возникновения новой педагогической квалификации — учитель/преподаватель семьеведения.

За прошедшие со времени мониторинга годы интенсивность подготовки новых преподавателей, по сведениям из регионов, не снижалась. В настоящее время нет достоверных данных, но общее число преподавателей семьеведения в РФ можно с достаточной степенью уверенности оценить сегодня в пределах от 4 до 5 тысяч.

Столь скромные показатели могут объяснятся тем, что региональные семьеведческие программы были обнаружены, как правило, в субъектах, которые не относятся к числу самых больших по численности населения в целом и детского населения в частности.

И хотя итоги мониторинга оказались более чем скромными, но они были не нулевыми. Мониторинг показал, что образовательное семьеведение (далее ОСВ) как минимум 10 лет без какой-либо федеральной поддержки (!) является восходящим трендом развития образования в регионах.

Был сделан главный вывод — о том, что ставить вопрос «вводить или не вводить», уже неверно, и ОСВ в системе образования РФ — это свершившийся факт, во всяком случае, на уровне регионов. Это единственный федерально значимый тренд за всю историю системы образования в РФ, источником которого стали именно регионы и общественные организации.

В целом картина получилась пёстрая: большое разнообразие во множестве разработок программ и курсов по объёму, по содержанию, по названию, по охвату уровней (классов) общего образования, по концепциям и по методическим подходам, а также по форматам преподавания, определяемым уже на уровне конкретной образовательной организации (программа дополнительного образования образовательной организации; факультатив; серия классных часов; серия тематических мероприятий в рамках внеклассной/внеурочной работы; кружок; дискуссионный клуб и т.п.).

Выявленное в мониторинге заметное концептуальное разнообразие программ/курсов образовательно-семьеведческой направленности, нашло отражение в наборе их названий:



Семьеведение
Основы семейной жизни
Основы психологии семейной жизни
Нравственные основы семьи и брака
Нравственные основы семейной жизни
Семьеведение.
Культура взаимоотношений
Семьеведение.
Основы семейной жизни
Основы православной культуры семьи
Основы семейного уклада и семейных традиций
Семья и семейные ценности
Крепкая семья
Уроки семейного счастья
При этом — в восьми регионах (9,45% от общего числа субъектов РФ) уже существовали на момент мониторинга свои региональные программы по тематике семьеведения (Владимирская, Московская, Ивановская, Иркутская, Пензенская, Тверская обл., Татарстан и Чувашия), в некоторых они тогда ещё только разрабатывались, а в настоящее время начинают активно внедряться (Башкортостан, Тульская обл.).

Кроме того, из нескольких регионов не пришло официальной информации или она была негативной. Однако, в ходе мониторинга, по неофициальным каналам удалось выявить программы и образовательную активность и в них. Это касается Архангельской обл. (5-9 кл.), Магаданской обл. (разрабатывается свой курс «Семьеведение»), Ульяновской обл. (областная программа «Мир семьи»), Севастополя (разрабатывается свой курс «Семьеведение»), Пермского края (программа «Азбука семьи. 10-11 кл.»).

О востребованности образовательного семьеведения обучающимися и родителями свидетельствуют контрольные замеры их мнения (по опросам в начале и в конце учебного года), который ведут авторы курсов в тех субъектах, где они разработаны и внедряются на региональном уровне: это год к году устойчивая и сильная положительная динамика.

Выяснилось, что особое положение занимает курс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» (2010) авторов к.б.н. Д.А. Моисеева и к.п.н. Н.Н. Крыгиной: по состоянию на конец 2016 г. преподавание по нему велось в отдельных образовательных организациях более, чем в 60-ти регионах.
Расчёты по данным мониторинга РАО (2016 г.):
Из 42 580 общеобразовательных организаций (школ) в 1630 (3,8%) велось преподавание курсов/программ образовательно-семьеведческой направленности; из 14 665 756 учеников в них ОСВ были охвачены 348 820 (2,4%) человек.

Из 38 699 дошкольных образовательных организаций в 863 (2,2%) велось преподавание программ образовательно-семьеведческой направленности; из 7 055 403 дошкольников в них ОСВ были охвачены 156 293 (2,2%) человек.

То есть, из общего числа дошкольных и общеобразовательных организаций примерно в 91 тыс. преподавание семьеведческих программ велось в примерно в 2,5 тыс. (порядка 3%), а из общего числа дошкольников и школьников примерно в 21,7 млн чел. преподаванием семьеведческих программ были охвачены порядка 500 тыс. чел. (порядка 2,3%).

Из 1 223 488 педагогов общеобразовательных организаций (школ) 8 477 (0,7%) вели преподавание курсов/программ образовательно-семьеведческой направленности.

Из 592 430 педагогов дошкольных образовательных организаций 8 053 (1,4%) вели программы образовательно-семьеведческой направленности.

Т.е., из 1 815 918 педагогов 16 530 (0,9%) вели курсы/программы образовательно-семьеведческой направленности.

Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по тематике семьеведения, на основании данных только из 10 регионов составляет 3 530 человек.
Made on
Tilda